За
последнее время появилось достаточное количество переводных
книг, посвященных магии и колдовству на Западе. Много можно
найти информации по Викке – наследнице древних кельтских практик,
есть книги по церемониальной европейской магии и по шаманизму.
А каковы же традиции у нас? Не думайте, как это может показаться
на первый взгляд, что наши предки еще совсем недавно «слезли
с дерева». Наш народ имеет долгую историю, в том числе и ведовскую.
К сожалению, очень-очень многое утрачено. Прямых источников
осталось всего несколько святилищ да статуй. Да еще фольклор
хранит память о некоторых богах. Большинство магических приемов
осталось лишь в непонятных приметах, которым мы зачастую, тем
не менее, упорно следуем, хоть и не понимаем их смысла.
Немногие решаются жениться в мае – все знают, что всю жизнь
потом маяться придется. Большинство женщин накинет косынку,
отправляясь на кладбище, а потом, вернувшись, обязательно помоет
руки. Говоря о важном деле, мы обязательно трижды сплюнем, чтоб
не сглазить. Вроде бы в шутку, но обязательно осыплют монетками
молодоженов «на счастье». Отправляясь на серьезное мероприятие,
мы постараемся не возвращаться на полпути, «а то пути не будет».
А
ведь общением с тонким миром была наполнена наша жизнь на протяжении
многих веков. Это не было философской загадкой, отдаленной от
практической жизни. Глубокое сплетение мира тонкого и мира «обычного»
наполняло сознание и каждодневную жизнь русского человека. Резные
украшения домов с правильной, обережной резьбой должны были
охранять дом от недобрых влияний. Уходя в лес, что-то подносили
лешему, «чтоб не попутал». Простые девушки «ворожили суженого»
после работ по дому. А уж в такие важные моменты как рождение
и свадьба, смерть и переезд в новый дом соблюдение магических
ритуалов было обязательным. Вот только это не было «магическим
ритуалом» в его современном понимании (произносится страшным
загадочным голосом), когда в мыслях сразу представляются черные
алтарные покрывала, свечи и завывание ветра. Это было просто
правилами безопасности и залогом успеха в делах. Магия была
реализована в самой обыденной жизни, в языке и поверьях, обрядах
и преданиях-заветах старины. Ведь старые обряды да праздники
не были служением богам в религиозном смысле этого слова. Богов
почитали, как почитают родителей. С духами жили, как живут в
одном доме с родными. Часто называли, например, дедушкой. За
помощью обращались, как к старшим товарищам. И они помогали.
Ведовские
знания вытравлялись в два этапа. Первый – распространение христианства.
Всех древних богов, защитников и охранителей, сущностей-помощников,
с которыми привыкли жить бок о бок, объявили «нечистой силой»
и угрозами и жестокими карательными действиями «за неверие»
стали формировать негативное к ним отношение. Но люди находили
выход – вот уж и вправду говорят, что русский кашу из топора
сварит: народ поставил церковные образа в красный угол, но не
забывал и домовому молока налить. Огнем и мечом велели идти
креститься – что ж, не умирать же. Но если в лесу заблудиться
не хочешь да волкам попасться – договаривайся с лесовиком. Так
и сплелись воедино в традициях русского народа христианство
со старыми богами. Например, после христианизации поклонение
Перуну в России перенесли на получившего прозвище «громовник»
святого Илью, праздник которого отмечался 20 июля обрядами покаяния.
Теперь Илья повелевал дождями, и от него, несомненно, зависел
будущий урожай. Как тут не почтить? А уж там хоть Ильей называй,
хоть горшком. Урожая не будет – голодать всей семье до следующего
лета.
Вторым
этапом стал процесс воинствующего атеизма при формировании и
воспитании советского человека. Тут под частый бредень пошли
уже и христианские устои. В рамках борьбы с религиозными суевериями
были снова выкошены народные традиции. Опять самой что ни на
есть прямой угрозой и запугиванием. И снова пристроился народ:
нельзя без партбилета на нормальную работу устроиться, что ж,
вступим. А то, что на кладбище в косыночках ходим да еще, поминая,
пьем-едим на кладбище вопреки даже христианским заветам - так
что ж с того? Ходим и ходим. Привыкли. Да и зеркала завесили
при покойнике – как принято в народе. Блины на масленицу напекли
– ну так что ж не напечь блинов-то, при чем тут религия, магия
и все прочее? Вкусное такое дело блины, знаете ли… Все так делают.
Но по деревяшке-то постучим, чтоб все нормально прошло, чтоб
новое назначение не сглазить, ради которого пришлось в партию
вступать.
Вот
так и живем. Можно, конечно, за такое переплетение обвинить
народ в двуличности или элементарной глупости. Но не забывайте,
что необходимость соблюдения обрядов диктовала сама жизнь. Ведь
как ни крути, как ни смотри политически подкованным взглядом,
а сглаз-то дело неприятное. Да и умершие чтоб не беспокоили
– все-таки желательно. А чтоб трудные дела удавались, этого
уж точно хочется каждому. А кто насилием почитания требует –
такой ему и почет липовый.
Вы
хотите ощутить силу и магию, что в крови у русского человека?
Не нужно для этого уезжать в глухую деревню. Наши знания и наша
сила – в нас. Предки нас поддерживают. Помните об этом.
Дарья